Компьютерная графика, мультимедиа и игры на Visual C#

       

Расчет и изображение линий уровня на поверхности


Листинг 40.1. Код выше и в теле метода Form1_Load.

//Вводим функцию для поверхности z = f1 = f(x, y):

public float f(float x, float y)

{

      float f1;

      f1 = 2 * x * x * x * x - 3 * x * x + 4 * y * y;

      return f1;

}

//Вводим функцию для частной производной df/dx:

public float df_dx(float x, float y)

{

      float f2;

      f2 = 8 * x * x * x - 6 * x;



      return f2;

}

//Вводим функцию для частной производной df/dy:

public float df_dy(float x, float y)

{

      float f3;

      f3 = 8 * y;

      return f3;

}

//Объявляем перо для рисования линий уровня:

Pen myPen;

//Загружаем функции для рисования линий уровня:

private void Form1_Load_1(object sender, EventArgs e)

{

      //Создаем экземпляр пера с цветом и толщиной:

      myPen = new Pen(Color.Black, 0);

      //Связываем графический элемент PictureBox1

      //с объектом g класса Graphics:

      Bitmap bmp = new Bitmap(pictureBox1.ClientSize.Width,

                              pictureBox1.ClientSize.Height);

      Graphics g = Graphics.FromImage(bmp);

      //Определяем преобразования для масштабирования и 

      //рисования линий на PictureBox в интервале

      //-2 <= x <= 2, -1.5 <= y <= 1.5:

      float x_min = -2f;

      float x_max = 2f;

      float y_min = -1.5f;

      float y_max = 1.5f;

      g.ScaleTransform(bmp.Width / (x_max - x_min),

                       bmp.Height / (y_max - y_min));

      g.TranslateTransform(-x_min, -y_min,

      System.Drawing.Drawing2D.MatrixOrder.Prepend);

      //Вызываем функцию для рисования линий уровня:

      for (int LevelCurves = -3; LevelCurves <= 25;

      LevelCurves++)

      PlotLevelCurve(g, Convert.ToSingle(

      LevelCurves / 4),

      -4f, 4f, -4f, 4f, 0.05f, 1f, 1f, 0.002f);

      //Показываем результат рисования:

      pictureBox1.Image = bmp;

}

Ниже этого кода записываем следующие вспомогательные методы.

Листинг 40.2.

Вспомогательные методы.

//Находим точку на линии:

float initial_delta = 0.1f;


private void FindPointOnCurve( ref float x, ref float y,
float LevelCurves, float start_x, float start_y,
float tolerance)
{
      float dx = 0, dy = 0, dz, delta, f_xy;
      int direction = 0;
      //Начальная точка:
      x = start_x; y = start_y; delta = initial_delta;
      //В бесконечном цикле do-while выходим через break:
      int i = 0;
      do
      {
            f_xy = f(x, y); dz = LevelCurves - f_xy;
            if (Math.Abs(dz) < tolerance) break;
            //Анализируем направление:
            if (Math.Sign(dz) != direction)
            {
                  //Изменяем направление. Уменьшаем delta:
                  delta = delta / 2;
                  direction = Math.Sign(dz);
            }
            //Рассчитываем градиент:
            Gradient(x, y, ref dx, ref dy);
            if ((Math.Abs(dx) + Math.Abs(dy)) < 0.001) break;
            //Перемещаемся направо:
            x = x + dx * delta * (float)direction;
            y = y + dy * delta * (float)direction;
      }
      while (i < 1);
}
//Рассчитываем градиент в этой точке:
private void Gradient(float x, float y,
                               ref float dx, ref float dy)
{
      float dist = 0;
      dx = df_dx(x, y); dy = df_dy(x, y);
      dist = Convert.ToSingle(Math.Sqrt(dx * dx + dy * dy));
      if (Math.Abs(dist) < 0.0001)
      {
            dx = 0; dy = 0;
      }
      else
      {
            dx = dx / dist; dy = dy / dist;
      }
}
//Рисуем линию уровня f(x, y) = LevelCurves:
private void PlotLevelCurve(Graphics g,
float LevelCurves, float x_min, float x_max, float y_min,
float y_max, float step_size,
float start_x, float start_y,
float tolerance)
{
      int num_points = 0;
      float x0 = 0, y0 = 0, x1, y1, x2, y2, dx = 0, dy = 0;
      //Находим точку (x0, y0) на линии уровня LevelCurves:
      FindPointOnCurve(ref x0, ref y0, LevelCurves,
      start_x, start_y, tolerance);
      //Начало:
      num_points = 1;


      //Следующая линия уровня LevelCurves:
      x2 = x0; y2 = y0;
      //В бесконечном цикле do-while выходим через break:
      int i = 0;
      do
      {
            x1 = x2; y1 = y2;
            //Находим следующую точку на линии:
            Gradient(x2, y2, ref dx, ref dy);
            if ((Math.Abs(dx) + Math.Abs(dy)) < 0.001) break;
            x2 = x2 + dy * step_size;
            y2 = y2 - dx * step_size;
            FindPointOnCurve(ref x2, ref y2,
                  LevelCurves, x2, y2, tolerance);
            //Рисуем до этой точки:
            g.DrawLine(myPen, x1, y1, x2, y2);
            num_points = num_points + 1;
            //Смотрим,находится ли точка
            //вне области рисования:
            if (x2 < x_min) break;
            if (x2 > x_max) break;
            if (y2 < y_min) break;
            if (y2 > y_max) break;
            // Если мы ушли более чем на 4 точки, то смотрим
            //не пришли ли мы в начало:
            if (num_points >= 4)
            {
                  if (Math.Sqrt((x0 - x2) * (x0 - x2) +
                  (y0 - y2) * (y0 - y2)) <= step_size * 1.1)
                  {
                        g.DrawLine(myPen, x2, y2, x0, y0);
                        break;
                  }
            }
      }
      while (i < 1);
}
Таким образом, мы закончили разработку новой методологии создания графической системы на базе Visual C# для построения на экране монитора и печати на принтере линий уровня для разнообразных трехмерных поверхностей в трехмерном пространстве.
Аналогично по этой методологии можно разработать приложения для построения различных линий уровня на различных поверхностях.

Содержание раздела